С 01.01.2017 ГОДА В ИЗВЕЩЕНИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ, ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАКУПКЕ И В ПРОЕКТЕ КОНТРАКТА ДОЛЖЕН УКАЗЫВАТЬСЯ 36-ЗНАЧНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД ЗАКУПКИ.
"Суть изменений" В соответствии с положениями части 3 статьи 114 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе с 01.01.2017 г. в извещении об осуществлении закупки должна указываться информация об идентификационном коде закупки, так как вступил в силу пункт 3 статьи 42 данного Федерального закона.
Обращаем внимание на то, что пункт 3 статьи 42 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе корреспондирует с нормами данного Федерального закона, устанавливающими требования к содержанию извещения и документации о закупке для различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, в силу требований части 5 статьи 63, части 1 и 4 статьи 64 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе информация, предусмотренная статьей 42 указанного закона, должна содержаться в документации об аукционе, в том числе в проекте контракта, являющемся её неотъемлемой частью.
Аналогичная ситуация имеет место в отношении конкурсной документации и документации о проведении запроса предложений (см. пункт 1 части 3 статьи 49, часть 1 и 2 статьи 50, пункт 1 части 4, пункт 1 части 6, часть 7 статьи 83 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе). Таким образом, в 2017 году указание идентификационного кода закупки является обязательным, как извещении, так и в документации о закупке, в том числе в проекте контракта, прилагаемом к документации о закупке.
Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь плана закупок, плана-графика, извещения об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, а также контракта.
Основное назначение идентификационного кода закупки – обеспечение возможности осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами. Предметом такого контроля в отношении извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проекта контракта является контроль за соответствием информации об идентификационном коде закупки и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок.
Идентификационный код закупки призван обеспечить автоматизацию и удобный поиск информации в отношении всех формируемых документов закупки от плана-графика до заключения контракта.
После указания в идентификационном коде закупки информации о порядковом номере записи в плане-графике, такой код остаётся неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством РФ об архивном деле.
Указанный идентификационный код закупки формируется заказчиком в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2015 № 38100).
Данным приказом утверждён Порядок формирования идентификационного кода закупки (далее – Порядок), а также определены правила формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура. Порядком установлена 36-значная структура идентификационного кода, представляющего собой цифровой машиночитаемый код: 1-2 разряды – год размещения извещения; 3-22 разряды – идентификационный код заказчика (ИКУ), присвоенный заказчику Федеральным казначейством в целях ведения реестра банковских гарантий, реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, оставляющие государственную тайну; 23-26 – порядковый номер закупки по плану закупок; 27-29 – порядковый номер закупки по плану-графику; 30-33 – код объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг; 34-36 – код вида расходов по бюджетной классификации РФ. Идентификационный код формируется заказчиком в 2017 году для каждой закупки отдельно, за исключением закупок, осуществляемых на основании пунктов 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. В указанных случаях формируется общий (единый) код для всех закупок по каждому из перечисленных оснований закупок, без определения кода объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг (примечание: в разрядах 30-33 указывается значение «0»).
"Практические последствия изменений"
Утверждение заказчиком, уполномоченным органом или уполномоченным учреждением документации о закупке без указания 36-ти разрядного идентификационного кода закупки образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и влечёт наложение административного штрафа на должностное лицо, утвердившее такую документацию о закупке в размере 3000 рублей.
При этом заказчики по состоянию на 09.01.2017 года по объективным причинам не могут указать 36-ти разрядный идентификационный код закупки в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки», так как в настоящее время утверждённый каталог товаров, работ, услуг отсутствует, то есть невозможно заполнить значения в разрядах 30-33 идентификационного кода закупки.
"Рекомендации для специалистов в сфере закупок"
Необходимо ознакомиться с этими изменениями и осуществлять формирование извещений и документаций о закупках, в том числе проектов контрактов, с учётом приведённых изменений в законодательство РФ о контрактной системе в части указания идентификационного кода закупки.
Также в связи с тем, что документация о закупке формируется не в автоматизированном режиме, а, как правило, вручную в виде отдельного электронного документа, то целесообразно сформировать шаблон документации о закупке с обязательным указанием сведений об идентификационном коде закупке.
При формировании документации о закупке необходимо обязательно указывать в ней идентификационный код закупки, содержащийся в плане-графике закупок и извещении об осуществлении закупки.
С учётом отсутствия в настоящее время утверждённого каталога товаров, работ, услуг в разрядах 30-33 идентификационного кода закупки целесообразно указывать коды из действующего Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – ОКПД2) вплоть до внесения соответствующих изменений в приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 или утверждения каталога товаров, работ, услуг.
Основание – часть 2 статьи 23 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
С 01.01.2017 ГОДА НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ № 44-ФЗ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ, УКАЗЫВАЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С КАТАЛОГОМ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
"Суть изменений"
В соответствии с положениями части 3 статьи 114 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе с 01.01.2017 г. с 01.01.2017 г. наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Каталог). Данный Каталог должен быть сформирован и вестись в единой информационной системе Минэкономразвития России (см. ч. 5 ст. 23 Закона 44-ФЗ о контрактной системе) .
Таким образом, в случаях, предусмотренных приказом Минэкономразвития России об утверждении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик обязан указывать наименование объекта закупки в соответствии с данным Каталогом.
"Практические последствия изменений"
Закон № 44-ФЗ о контрактной системе предполагает, что с 2017 года вместо ОКПД2 в рамках контрактной системы будет использоваться сформированный на его основе каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который будет формироваться и вестись Минэкономразвития России.
Предполагается, что Каталог будет состоять из распределённых по классификационным группировкам позиций номенклатуры Каталога (стандартных объектов закупки), связанных с ними конкретных товаров, работ, услуг и ценовых предложений о товарах, работах, услугах.
При этом в настоящее время соответствующий приказ Минэкономразвития России об утверждении данного Каталога отсутствует, что делает объективно невозможным исполнение данного требования закона.
"Рекомендации для специалистов в сфере закупок"
В течение 2017 года отслеживать изменения действующего законодательства РФ о контрактной системе в части утверждения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С 01.01.2017 ГОДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК, НЕ ВКЛЮЧЁННЫХ В ПЛАНЫ-ГРАФИКИ ЗАКУПОК.
"Суть изменений"
В соответствии с частью 3 статьи 114 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе с 01.01.2017 г. вступило в силу положение данного закона о запрете осуществления заказчиками закупок, не включённых в план-график закупок (часть 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).
"Практические последствия изменений"
С 01.01.2017 года размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.6 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и влечёт наложение административного штрафа на работника контрактной службы, контрактного управляющего в размере 30000 рублей. При этом размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается не ранее, чем за десять календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки (часть 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе). Несоблюдение указанного 10-дневного срока также влечёт наложение административного штрафа на работника контрактной службы, контрактного управляющего по части 1.5 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере 30000 рублей. Указанные изменения законодательства РФ о контрактной системе в 2017 году создадут значительные проблемы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг за счёт бюджетных средств.
"Рекомендации для специалистов в сфере закупок"
Работникам контрактных служб, контрактным управляющим необходимо довести указанную информацию об этих изменениях действующего законодательства до руководства организации-заказчика, а также сотрудников финансовых служб, бухгалтерий организаций-заказчиков для обеспечения надлежащего взаимодействия с этими структурными подразделениями. При этом целесообразно закрепить порядок такого взаимодействия в письменном виде в локальных правовых актах (приказах, распоряжениях) организации-заказчика.
С 01.01.2017 ГОДА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ДОКУМЕНТОВ О ПЛАНИРОВАНИИ (ПЛАНОВ ЗАКУПОК, ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ ЗАКУПОК) В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ, ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИХ КОНТРОЛЬ (СОГЛАСОВАНИЕ), ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 99 ЗАКОНА № 44-ФЗ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ.
"Суть изменений"
С 01.01.2017 года вступили в силу Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утверждённые постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 (далее – Правила осуществления контроля, Правила). Согласно пунктам 2 и 13 Правил Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы государственных внебюджетных фондов при направлении заказчиком для размещения единой информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия ЕИС с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет") осуществляют контроль: 1. В отношении планов закупок - за не превышением объема финансового обеспечения, включенной в планы закупок, над информацией: - о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг, на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств; - о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений; - об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ; 2. В отношении планов-графиков закупок - за непревышением начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок. То есть при размещении документов о планировании (планов закупок, планов-графиков) указанные документы контролируются (согласовываются) с соответствующими финансовыми органами. Срок проведения проверки планов закупки, планов-графиков закупок со стороны соответствующих финансовых органов не может превышать 3-х рабочих дней со дня направления указанных документов для размещения в единой информационной системе. По результатам проверки финансовые органы посредством функционала единой информационной системы формируют в планах закупок, планах-графиках закупок отметку о соответствии либо несоответствии контролируемой информации.
В случае выявления несоответствия контролируемой информации помимо данной отметки в плане закупок, плане-графике закупок финансовые органы направляют заказчику посредством единой информационной системы протокол контроля с указанием выявленных нарушений.
"Практические последствия изменений" Вступление в силу Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367, влечёт для заказчика следующие негативные последствия: 1-е последствие: Если у заказчика в личном кабинете в ЕИС не установлена связь с соответствующим финансовым органом контроля, то работник контрактной службы, контрактный управляющий не сможет физически разместить документы о планировании (план закупок, план-график закупок) после 01.01.2017 г.
Особенно трудно придётся в начале 2017 года заказчикам субъектов РФ и муниципальных образований, в которых до сих пор не определён финансовый орган на осуществление контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. Представляется, что таких субъектов РФ и муниципальных образований в Российской Федерации очень много. 2-е последствие: В случае отрицательной проверки финансовым органом, уполномоченным на осуществление контроля, указанный орган направляет заказчику посредством функционала единой информационной системы (для федеральных заказчиков – посредством информационной системы "Электронный бюджет") или на бумажном носителе (при осуществлении проверки закрытого объекта контроля, сведений о закрытом объекте контроля) протокол о несоответствии контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. В случае отрицательной проверки плана закупок получателей бюджетных средств заказчиком до внесения соответствующих изменений в план закупок и план-график закупок не размещаются в ЕИС извещения об осуществлении закупки, проекты контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), или орган контроля проставляет на сведениях о приглашении, сведениях о проекте контракта отметку о несоответствии включенной в них контролируемой информации. В случае отрицательной проверки плана закупок бюджетных учреждений, унитарных предприятий, до внесения изменений в план закупок и план-график закупок не размещаются в ЕИС извещения об осуществлении закупки, проекты контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), или орган контроля на сведениях о приглашении, сведениях о проекте контракта проставляет отметку о несоответствии, если указанные изменения не внесены по истечении 30 дней со дня направления заказчику по результатам проверки протокола, содержащего перечень выявленных несоответствий. Правила применяются к правоотношениям, связанным с размещением планов закупок на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 г.г. и планов - графиков закупок на 2017 г.
"Рекомендации для специалистов в сфере закупок" Работникам контрактных служб, контрактным управляющим, которые относятся к заказчикам федерального уровня, для применения данных изменений законодательства необходимо изучить следующие нормативные документы: 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; 2. Приказ Минфина России от 04.07.2016 № 104н "О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрирован в Минюсте России 16.09.2016 № 43683). Работникам контрактных служб, контрактным управляющим, которые относятся к заказчикам уровня субъекта РФ или уровня муниципального образования, необходимо ознакомиться со следующими нормативными документами: 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; 2. Нормативными правовыми актами финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами, которыми утверждён порядок взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Такие нормативные правовые акты должны были быть разработаны в 2016 году финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами с учетом общих требований, установленных приказом Минфина России от 22.07.2016 № 120н "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, указанными в пунктах 4 и 5 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367" (Зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2016 № 43941).
Источник: http://zakupki-portal.ru/novosti/izmeneniya-zakonodatelstva-44-fz/obzor-izmenenij-zakonodatelstva-rf-o-k/. |